Администрация Урожайного сельсовета

Проведение контрольных внеплановых мероприятий

Особенности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году

В текущем году сохраняется действие моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ), введенного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление № 336).

Организация большинства контрольных (надзорных) мероприятий допускается лишь после согласования их проведения с органами прокуратуры. Наиболее часто проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по следующим основаниям:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;

в связи с истечением срока исполнения предписаний.

В настоящее время развитие риск-ориентированного подхода в части применения индикаторов риска направлено на расширение сфер его применения, в этой связи количество заявлений органов контроля (надзора) о проведении внеплановых КНМ на основании индикаторов риска значительно увеличилось по сравнению с 2023 годом.

Индикаторы риска указывают на соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, что само по себе не является нарушением, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии таких нарушений и риска причинения вреда. Перечни индикаторов риска утверждаются федеральным органом исполнительной власти для вида федерального контроля, для вида регионального контроля - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для вида муниципального контроля - представительным органом муниципального образования. С данными перечнями заинтересованные лица вправе ознакомиться на сайтах органов контроля, в ФГИС «Единый реестр видов контроля», а также в справочных правовых системах (КонсультантПлюс, ГАРАНТ).

Допускается проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без согласования с органами прокуратуры по основаниям, императивно закрепленным в постановлении № 336.

Такие проверки проводятся органами контроля (надзора), к примеру:

во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации;

при наступлении события, указанного в программе проверок по ряду видов контроля;

в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.

С извещением органов прокуратуры допускается проведение внеплановых проверок в отношении некоммерческих организаций, а также религиозных организаций территориальными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации.

Постановление № 336 постепенно претерпевает изменения посредством установления особенностей осуществления отдельных видов контроля (надзора).

Приложениями № 1 и № 2 к постановлению № 336 установлены особенности оценки соблюдения обязательных требований к розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, а также оценки соблюдения обязательных требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В случае если в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в ходе выездного обследования выявлены нарушения обязательных требований в части розничной реализации табачной или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции лицом, не зарегистрированным в информационной системе мониторинга, то допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или мониторинговой закупки. 

В случае если при проведении в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции выездного обследования выявлены признаки нарушения ряда обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», при условии, что в отношении лица за предшествующие 6 календарных месяцев выявлялись аналогичные нарушения обязательных требований, допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или мониторинговой закупки, в рамках которой проведение экспертизы, испытания не является обязательным.

В указанных случаях принятие решений о проведении контрольной закупки или мониторинговой закупки, а также согласование и уведомление органов прокуратуры не требуются.

Кроме того, правом на проведение незамедлительной контрольной закупки при выявлении признаков нарушений обязательных требований врамках выездного обследования наделены налоговые органы в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Органами прокуратуры посредством мониторинга ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» дается оценка законности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения выполнения поставленных руководством страны задач снижения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности и формирования благоприятного инвестиционного климата.

Прокурор района                                                                       Д.Н. Пастухов

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie